Политолог Марат Шибутов высказался о роли Совета мира и политике Дональда Трампа, передаёт Tengrinews.kz.
19 февраля Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на инаугурационном заседании Совета мира в Вашингтоне. Совет мира, по задумке США, будет отвечать за стратегический надзор, мобилизацию международных ресурсов и контроль за выполнением обязательств по мирному развитию Газы.
Марат Шибутов считает, что преимущество формата "Совета мира" в том, что он изначально задуман не как ООН, а напоминает, скорее, управленческий штаб под конкретную повестку.
"Сейчас это, прежде всего, прекращение огня и восстановление сектора Газа. Трамп, как девелопер, видимо, решил повторить свой опыт в бизнесе и создать управляющую компанию, а не диалоговую площадку или общественную организацию", - предположил политолог.
По его словам, у такого подхода есть одна сильная сторона.
"Трамп сейчас пытается закреплять мир не какой-то высокоморальной декларацией, а как свойственно его подходу из коммерческой среды, эдаким контрактом, где есть, прежде всего, деньги, ответственность и в теории - суровая кара за нарушение данных обязательств".
"То есть тут получается, что Палестина — это такой очередной бизнес-проект для Трампа, где уже продумывается, кто и как будет строить, кто будет платить, ну и, соответственно, кто обеспечит порядок и кто ответит за результат. В результате вместо нищего анклава, где большинство людей безработные и поколениями живут на социальные пособия и гуманитарную помощь, возникнет мощный курортный массив, который будет сам зарабатывать деньги. У нас многие не осознают, что сектор Газа расположен на берегу Средиземного моря и там 9 месяцев в году могут работать курорты не хуже турецких".
Марат Шибутов подчеркивает, что Трампу надо отдать должное: он во многом напоминает миру о том, как работает большая политика и как должна работать рациональная политика.
"Чего только стоила одна спецоперация с похищением президента Мадуро, сразу же полностью изменившая геополитический расклад на континенте и лишившая в одночасье РФ и Китай союзника, в которого были вложены десятилетия трудов и финансовых средств. Куба, единственный оставшийся оплот России в Южной Америке, тоже фактически стоит на пороге внутреннего восстания и почти неизбежного падения нынешнего режима. Ну или совместная операция с Израилем по слому шиитской оси — фактически, Иран лишился союзников и возможностей по производству обогащенного урана. Теперь многие недоброжелатели США среди не только южноамериканских элит, но элит со всей планеты, более четко осознают, что эта страшная и быстрая рука дяди Сэма может также просто дотянуться и до них самих".
По мнению политолога, от текущей администрации Президента США к Казахстану открытое доброжелательное отношение, активно предлагается сотрудничество в различных сферах.
"К примеру, в новой стратегии национальной безопасности США наш регион вообще не упоминается, что очень хорошо — к нам не будут лезть с поучениями и пытаться сделать плацдармом против России и Китая, что пытался сделать Байден. При этом идеологические вопросы и какие-то претензии на этот счет, часто имевшиеся ранее, сейчас откинуты в сторону, это, к слову, еще один такой показательный маркер прагматизма самого Трампа".
Марат Шибутов приводит в пример, что в переговорах Токаева с главой U.S. International Development Finance Corporation обсуждались совместные проекты, и со стороны DFC там прозвучало, что администрация Трампа придаёт приоритет "взаимовыгодному сотрудничеству" с Казахстаном и видит перспективы именно в горнодобывающем секторе и транспортно-транзитной инфраструктуре.
"Про перспективы Казахстана от участия в Совете мира. Тут, конечно, никаких явных и скорых дивидендов не будет, но сам факт того, что Казахстан стоял у истоков этого нового для США формата, и то, как активно наша страна поддержала его создание, это, безусловно, важно. В большой политике подобные вещи не забываются, теперь у США по отношению к нам есть определенные обязательства, и если они, наконец, отменят поправку Джексона-Вэника, это окупит все наши усилия. Ну и само нахождение в этой организации — просто хороший повод для новых экономических встреч и соглашений. А такие встречи с США нужны в мире всем и не даются так просто. Таким образом, сразу после инаугурации президент Токаев встретился с DFC, Boeing и Mars. Вот так вот, хотя главным предлогом визита были разговоры о мире, но и сопутствующие результаты прекрасные".
Политолог напомнил, что США остаются гегемоном.
"Мы с руководством США вполне находим общий язык и не имеем противоречий, а это главное. А если уже после Трампа власть возьмет Джей Ди Вэнс, Казахстан еще в большей степени улучшит отношения с США. Надо понимать, что остальные центры силы показали в последнее время свои слабости, а США, несмотря на внутренние проблемы, все еще остаются гегемоном, которого никто подвинуть даже не пытается".
"И если для этого надо будет поучаствовать в работе по изменению сектора Газа, то это нормально. Думаю, наша помощь будет больше символической — медицинский контингент, скажем, не более 10 человек и наблюдатели — не более 3 человек. Ну и плюс гуманитарная помощь для палестинцев: стипендии студентам, продовольствие для детей, реконструкция и строительство социальных объектов. Но все это оплатят из фонда "Совета мира", так что условия нормальные. Сам подход заслуживает поддержки: это не бесконечные конференции с бесполезными резолюциями, а мир через строительство и созидание".
Ранее, выступая в Вашингтоне, Касым-Жомарт Токаев заявил, что в мире период, когда решительные и прагматичные действия приобретают определяющее значение: "По сути, речь идет о построении прочного мира посредством практических целенаправленных мер, а не через бесконечные конференции с резолюциями, основанными лишь на благих пожеланиях". Президент считает, что Совет мира отвечает новым реалиям, укрепляя существующие многосторонние усилия.