Казахстанский художник Табигат Кужанбаев в своих работах объединяет самые неожиданные вещи: стиральную машинку – с древним ремеслом натягивания кожи, коробку из-под дрели – с сакской культурой. В интервью с нашим корреспондентом он раскрыл секреты самобытных работ.
В рамках рубрики "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte мы посетили открытие выставки Кужанбаева "Тишина веков" во Дворце мира и согласия. Здесь представлены около 50 арт-объектов из кожи, дерева, рогов, а также пластика, резины и других современных материалов.
"По профессии я художник-ремесленник – это декоративно-прикладное искусство. Постоянно участвовал на ярмарках, продавал свои изделия из кожи и дерева. Но в душе всегда хотел быть художником.
15 лет назад я занимался чисто кожей – шил из нее и сосудов. Те работы до сих пор сейчас используются внутри новых. Это увлечение возникло в перестройку – когда мы начали поднимать свои корни. Многое было потеряно…
Тогда я искал древние способы выделки, читал старые книги, постоянно был в библиотеках, ездил в аулы. Большинство вещей, которые сшиты из кожи, сделаны с использованием нитей из сухожилий – этому меня научила 70-летняя бабушка в одном из аулов", – рассказал Табигат в беседе с нашим корреспондентом.
А откуда возникло желание связать эти изделия с современными предметами быта?
"Я думаю, что человек все время куда-то переходит: например, мы из юрты перешли в жилье, начали города строиться, и пошел дальше прогресс. У меня, наверное, в мыслях тоже произошел прогресс.
Просто не мог мимо пройти форм, которые возникли вокруг. Например, здесь я увидел: будто бы изображена скала. И на ней уже дорисовал петроглифы. А что это на самом деле? Это коробка от дрели! Но теперь это уже техноскала. Люблю наблюдать такие вещи", – отметил художник.
Фото: "Прогресс" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
Когда находишься на выставке, не сразу обращаешь внимание, что каждый объект создан путем такого объединения культур. Где-то в глаза бросается барабан стиральной машины, и только потом замечаешь внутри него лицо из кожи.
Фото: "Тормиристін тұмары" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
Где-то наоборот – видишь огромную древнюю маску и, только приглядевшись, осознаешь, что она сделана из душевой кабины.
Фото: "Мой космический корабль" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
"Я в каждой работе стараюсь до конца выложиться, что-то еще переделать, оторвать, опять заделать. После одной выставки я могу пересобрать или создать новую работу”, – отмечает Табигат.
Среди множества работ, которые представлены в экспозиции, есть одна, в которой, по признанию художника, можно проследить весь его творческий путь.
"Этот балбалтас я давно сшил, на выставках с ним участвовал. Отдельно – без шляпы, без всего остального. А вот в него уже вшита микросхема. Так и в меня вселилось "техно". Как будто это мой автопортрет, автоскульптура моя.
Позднее я посадил его на этот детский велосипед. Почему? Потому что мы уже все от корней оторвались давно, от земли ушли, все забыли.
А потом ко мне пришел один художник, посмотрел и сказал: "А может быть, этому велосипеду руль не надо? Как будто свободное плавание". И я действительно оторвал его, сделал другую работу", – рассказал Кужанбаев.
Фото: "Мой космический корабль" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
"Я так по улице не хожу" – художник о своем внешнем виде
Табигат Кожанбаев на открытии собственной выставки выглядел как один из арт-объектов. Шляпа, из которой во все стороны, как антенны, торчат разноцветные стяжки, и амулет, который легко представить и на древних казахах, и на инопланетянах.
"Надо выделяться! Знаете, у меня есть друг в Алматы – Сева Демидов. Он художник-шапошник. Я, когда его шапки увидел на каком-то фестивале, влюбился!
Разве можно так смело работать? Неужели так можно делать? Я тогда в шоке был, когда его работу увидел. И вот познакомились. Наверное, его веяние – это его веяние, но к его материалам я не прикасаюсь. У меня свои", – рассказал Табигат.
– Как реагируют люди на ваш образ?
– Сева прямо на улице ходит в шляпах своих, в одеяниях. Он уже смелый человек. А я по улицам не хожу, пока не готов, наверное, не созрел. Я только на выставке появляюсь, робко, сейчас делаю первые шаги.
Вот эту шляпу я в первый раз надел на свою выставку. Думаю "надо, наверное", чтобы сочетаться со своими работами, чтобы сказали: "О, это, наверное, автор".
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"А что, так можно было?": зачем Кужанбаев делает картины из утюгов
В беседе с нашим корреспондентом Табигат рассказал, что объединяет в своих работах дерево, металл, кожу и пластик. При этом его экспонаты выглядят не как искусственно созданные, а как будто найденные осколки древней цивилизации.
"Помимо того, что вы видите на этой выставке, я еще с корнями работаю, разными ветками. Наверное, это просто надо увидеть – вот это движение там, какую-то скрюченность.
Это же перешло и на технические детали: просто видишь форму и уже радуешься. Увидел вот эту раму сразу, а дальше идет мысль.
Я так говорю: у меня очень много помощников. Имею в виду суперпрофессиональных дизайнеров. Все эти детали в бытовой технике – все это дизайнер разрабатывает. Он себя, наверное, не считает художником, но такие сложные детали делает", – рассказал художник.
По словам Кужанбаева, когда он видит интересную деталь, то дальше уже остается совсем немного до того, чтобы создать оригинальный образ.
"Очень много форм. Возьмите любой утюг, пылесос – сколько деталей! Иногда в машины смотришь, там такие произведения лежат!" – отметил Табигат.
Фото: Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
– Что вы хотите сказать своим искусством этому миру? Что должен ощутить зритель?
– "А что, так можно было?" – примерно такое. Я для чего это делаю – чтобы художники-студенты видели и делали. Видели, что можно, оказывается, так.
– Вы пропагандируете свободу в творчестве?
– Да, да, да! Свободу обязательно. Не надо в материалах стесняться. Я сам вначале думал: а как это сочетать? Оказывается, можно сочетать.
Фото: "Голубое небо" и "Невеста" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
– Как для вас сочетаются древность и современность?
– Сейчас все в шоке от искусственного интеллекта. Нам не избежать этого, потому что я живу в это время и именно вот в этом веке. Я вижу этот прогресс, вижу все огромные шаги.
– А как вы относитесь к искусственному интеллекту в целом? Кажется, что некоторые ваши работы могли бы быть созданы искусственным интеллектом, если ему поставить такую задачу.
– Да, я в своем телефоне даже никак не разберусь. Но нам этого не избежать. Мы, конечно, всего нового боимся, опасаемся. С одной стороны, к чему-то это ведет – наверное, к какому-то апокалипсису, а с другой – это так все интересно!
Фото: "Бубен", "Колесница" и "Млечный путь" Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
На открытие выставки пришла мама художника, которая всегда верила в способности сына и стала одной из тех, кто направил его на путь творчества.
"Самое главное – фантазия", – рассказывала женщина в беседе с другими гостями.
Для нее особенная радость – видеть первую большую персональную выставку сына. Ведь на ее глазах он прошел весь путь от студента художественного училища и ремесленника, который зарабатывал на ярмарках, до автора, чьи работы разбирают арт-критики и покупают в частные коллекции.
Фото: Т. Кужанбаев/ TengriNews//Роман Павлов
Выставку "Тишина веков" Табигата Кужанбаева можно увидеть во Дворце мира и согласия до конца февраля.