В последнее время новости об LRT появляются почти каждый день. Так, накануне редакция сообщала, что в Астане установили новые дорожные указатели, на которых показано направление к остановкам легкорельсового транспорта. Но с этим долгостроем по-прежнему не всё гладко. В течение 2025 года дочерняя компания акимата Астаны — City Transportation Systems (CTS), которая управляет LRT, пыталась продать активы на десятки миллиардов тенге. По данным редакции, на торги выставлялись автомобили, доля в сторонней компании, земельные участки, квартиры и даже целый недостроенный ЖК. Цель была одна — заработать денег, чтобы достроить LRT.
Однако за весь год реализовать задуманное компании так и не удалось. Корреспондент Tengrinews.kz разбирался, откуда у дочерней структуры столичного акимата взялось столь внушительное имущество, какую сумму планировали выручить для достройки LRT и почему большинство этих планов не было реализовано.
Что за компания CTS
City Transportation Systems — компания, отвечающая за организацию и координацию работы общественного транспорта в Астане. Она планирует маршрутную сеть, анализирует пассажиропотоки и дорожное движение, управляет электронными билетами, диспетчеризацией и парковочной системой. По данным отчёта, на конец 2024 года там работало больше 240 сотрудников.
Согласно уставу компании, её единственный учредитель — акимат города Астаны, а координирует её городское управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ранее организация называлась Astana LRT, а в 2020 году она переименовалась в City Transportation Systems.
В сентябре 2025 года стало известно, что компания выставила на аукцион десятки лотов с различными активами. В CTS пояснили, что средства от их продажи направят на дополнительное финансирование LRT. При этом в компании подчеркнули следующее: "от них не зависит его реализация в целом". И что в случае отсутствия спроса активы будут повторно реализовываться через торги.
Примечательно, что аукционы проводились на протяжении почти всего прошлого года. Часть активов начали выставлять на электронной торговой площадке с февраля 2025 года, а по-настоящему масштабные торги стартовали в апреле. В общей сложности компания планировала реализовать более 80 различных активов — от недвижимости и автомобилей до доли в сторонней компании. Последний крупный аукцион состоялся в конце декабря.
Рассмотрим подробнее, какие именно активы и за какие суммы пыталась реализовать дочерняя компания столичного акимата.
Недостроенный жилой комплекс
Одним из самых показательных лотов стал недостроенный жилой комплекс Birlik House, расположенный в Астане по адресу: Бокейхана, 26. Согласно описанию, объект включает два семиэтажных одноподъездных дома общей площадью 14,2 тысячи квадратных метров, из которых 9,6 тысячи приходится на жилые квартиры.
На первом этаже предусмотрен паркинг на 24 машиноместа, в подземной части — сейф-кладовые площадью от 40 до 60 квадратных метров. Общая площадь прилегающей территории превышает один гектар.
В марте 2025 года дочерняя компания акимата заказала оценку этого жилого комплекса, чтобы определить его рыночную стоимость. Объект оценили в 2,7 миллиарда тенге. И здесь начинается самое интересное.
Уже через месяц, 22 апреля, комплекс впервые выставили на аукцион со стартовой ценой в 3,8 миллиарда тенге. При этом был выбран формат торгов на повышение — объект должен был достаться участнику, предложившему наибольшую цену.
Вероятно, CTS рассчитывала выручить сумму, превышающую оценочную стоимость объекта, однако этого не произошло: аукцион не состоялся из-за отсутствия участников.
После этого недостроенный жилой комплекс пытались продать ещё восемь раз. При этом особенно показательно, как от аукциона к аукциону менялась стартовая цена лота:
- так, вторые торги состоялись в мае — тогда начальную стоимость снизили до 3,2 миллиарда тенге;
- в августе стартовую цену вновь подняли до 3,8 миллиарда тенге;
- в сентябре её вновь опустили до 3,2 миллиарда тенге;
- а в октябре стартовая цена резко упала до 2,7 миллиарда тенге — на этом уровне она сохранялась и на последующих торгах:
- в ноябре — 2,7 миллиарда тенге
- и 17 декабря — также 2,7 миллиарда тенге.
Последняя попытка продать недостроенный жилой комплекс состоялась 25 декабря. Лот выставили за рекордно низкую сумму — 2,3 миллиарда тенге, на 400 миллионов меньше оценочной стоимости, чего за год не случалось ни разу. Однако и это не принесло результата: на момент аукциона в зале не оказалось зарегистрированных участников.
Доля в компании, владеющей российским заводом
Ещё один интересный лот, который City Transportation Systems выставила на продажу в феврале 2025 года, — это доля в компании SAT Investment. Согласно данным электронной торговой площадки, 98 процентов её акций принадлежит "дочке" акимата.
На первый взгляд SAT Investment не выглядит особенно ценной: за всю историю существования компания уплатила в бюджет всего около девяти миллионов тенге налогов. Также в отчёте об оценке упоминается, что компания выплачивала кредиторскую задолженность на сумму свыше миллиарда тенге.
Несмотря на это, эксперты оценили стоимость SAT Investment в 5,4 миллиарда тенге. И в феврале 2025 года CTS выставила свою долю акций компании на аукцион, установив стартовую цену в 9,5 миллиарда тенге в формате "на повышение". Чем это объясняется? Ответ скрыт в том же отчёте об оценке.
SAT Investment владеет российской компанией АО "Финнград", которая занимается производством бетонных изделий для строительства. Компания была основана в 2009 году в городе Пушкине (ранее — Царское Село) под Санкт-Петербургом. Её создал финский производитель стационарных железобетонных укрытий, а изначально называлась она ЗАО "Бетсет". Финны построили завод, начали выпускать продукцию и экспортировать её в Швецию и в саму Финляндию.
В 2016 году финский владелец продал "Бетсет" казахстанскому ТОО "SAT Investment", которое сразу же переименовало компанию в АО "Финнград". Для покупки компания взяла кредит на 15,5 миллиона долларов в "Банке Астана" — деньги шли на покупку акций и пополнение оборотных средств, говорится в отчёте об оценке.
В качестве залога по кредиту SAT Investment передала банку: все акции "Финнграда" (3,4 миллиона штук), заводы, оборудование и землю в Санкт-Петербурге.
Однако вскоре дела пошли плохо: SAT Investment перестала платить по кредиту. В 2018 году арбитраж Алматы взыскал с компании 7,6 миллиарда тенге (около 20 миллионов долларов на тот момент), сказано в том же отчёте.
В это же время CTS держала свои деньги в том же "Банке Астана" — 257,6 миллиона долларов. Но в 2018 году у банка отозвали лицензию, и все клиентские счета заморозили.
Банк передал права на взыскание долгов "Фонду проблемных кредитов", включая: долг SAT Investment — 8,8 миллиарда тенге и долг перед CTS — 257,6 миллиона долларов. В итоге City Transportation Systems стала новым владельцем залога, в том числе 98 процентов доли SAT Investment, которые она теперь и продаёт на торгах.
После первой попытки реализовать эту долю в феврале прошлого года аукцион проводили ещё четыре раза. Здесь также стоит обратить внимание на то, как менялась стартовая цена:
- в марте она выросла до 9,8 миллиарда тенге;
- в октябре стартовая цена по этому лоту упала до 8,8 миллиарда тенге;
- 17 декабря опустилась ещё ниже — до 5,4 миллиарда тенге;
- а 18 декабря вновь выросла до 7,6 миллиарда тенге.
Однако ни один из аукционов не оказался удачным. Чаще всего торги либо отменялись, либо на них не было зарегистрировано ни одного участника.
55 земельных участков
Последний масштабный аукцион состоялся совсем недавно — 25 декабря прошлого года. Согласно данным электронного торгового портала, дочерняя компания акимата выставила на торги сразу 55 участков земли. Практически все они располагаются в Астане.
Район Нура
Больше всего земельных участков было выставлено на продажу в районе Нура — 36. Как указано на портале электронных торгов, находятся они на следующих улицах: Е125, Е376, Е409, Е517, Е688 и так далее. Не удивляйтесь, такие улицы действительно существуют, чаще всего — в пригородах Астаны. Дело в том, что район был образован только в 2022 году и поэтому улицы там всё ещё носят буквенно-цифровые названия.
При этом речь идёт о весьма крупных и дорогих земельных активах.
Так, стартовая цена самого дорогого участка, выставленного CTS на торги, составила 1,4 миллиарда тенге при оценочной стоимости в 1,3 миллиарда. Его площадь — почти 16,5 гектара. Целевое назначение — сельскохозяйственное производство. Расположен по адресу: улица Е517, участок 11, возле Коргалжинского шоссе.
Вот как он обозначен на кадастровой карте:
А вот как этот же участок выглядит на фото: живописные виды, брошенная автомобильная шина и недостроенное здание.
Чтобы оценить разброс цен, рассмотрим и самый дешёвый участок, выставленный на продажу в районе Нура.
Согласно данным портала, его стартовая цена составила 3,2 миллиона тенге, тогда как оценочная стоимость — всего 881 001 тенге. При этом площадь — всего 29 квадратных метров. Адрес: улица Е125, участок 1. Вот как он обозначен на кадастровой карте — сравните масштаб с самым дорогим участком:
На фотографиях участка видно то же недостроенное здание, но уже с другого ракурса. Судя по снимкам, все эти земли находятся недалеко друг от друга, что, вероятно, связано с их назначением — эта зона, по всей видимости, специально отведена под сельское хозяйство.
В целом разброс цен на участки в районе Нура довольно большой. Среди них можно встретить земли со стартовой ценой почти в 413 миллионов тенге, также есть участки за 238 миллионов, 100 миллионов или 26 миллионов. В сумме стоимость всех выставленных на торги участков в этом районе составляет 5,3 миллиарда тенге.
Район Сарыарка
Помимо этого, CTS также выставила на продажу 16 участков земли в районе Сарыарка. Все они расположены вдоль проспекта имени Нургисы Тлендиева. Так, самый дорогой участок в этом районе пускали на торги за 867 204 974 тенге, хотя его оценочная стоимость, наоборот, больше — 1 298 965 254 тенге.
Площадь — почти 48 гектаров. Земля также предназначена для сельского хозяйства. Вот как эта территория отмечена на кадастровой карте:
В жизни эта территория выглядит не менее интересно: раскопанная земля, высоковольтные линии электропередачи и многоквартирные дома вдали.
А вот самый дешёвый участок в районе Сарыарка — не такой уж дешёвый. Его стартовая цена составляла 46 093 325 тенге. При этом оценочная стоимость у него также выше — 74 759 503 тенге. Общая площадь — 0,7 гектара.
Ну и насладимся живыми видами на просёлочную дорогу и мусор вдоль неё на территории за 46 миллионов тенге.
В целом участки в этом районе стоят недёшево. Среди выставленных лотов можно встретить суммы в 751,8 миллиона тенге, 201,4 миллиона тенге, 151,2 миллиона тенге или 57,1 миллиона тенге. А если сложить стоимость всех участков в районе Сарыарка, получится 3,4 миллиарда тенге.
Район Есиль
Также CTS продавала 11 участков в районе Есиль Астаны. По адресам: улица Е388, участок 15; улица Е388, участок 17; улица Е394, участок 2 и так далее.
Стартовая цена самого дорогого из них составляла 176,3 миллиона тенге. Его площадь — 1,8 гектара. А вот как презентуют дорогостоящий участок на сайте торговой площадки. Входит ли забор в стоимость — неизвестно.
Самый дешёвый участок в этом районе в свою очередь начинается с суммы в 27,6 миллиона тенге. Его площадь — 0,5 гектара. И вот какая интересная фотография прилагается к этому лоту:
Если вы подумали, что снимки самого дорогого и самого дешёвого участков идентичны — вы правы. Если вы решили, что мы просто вставили один и тот же снимок дважды — вы ошибаетесь. Это то, как презентует продаваемые участки CTS. Наверняка такое можно объяснить тем, что это одна большая территория, разбитая на несколько участков, но деталь всё же интересная.
В остальном участки в этом районе также не назовёшь дешёвыми. Их стоимость варьируется от 44 миллионов до 119 миллионов тенге. Если всё сложить, то в сумме получается больше 806 миллионов тенге.
Мангистауская и Акмолинская области
Однако CTS владеет участками не только в Астане. Также на портале электронных торгов можно найти объявления о продаже земель в двух других регионах Казахстана.
Так, например, компания выставила на продажу земельный участок площадью почти 16 гектаров в Мангистауской области по адресу: город Актау, промзона 6, участок 122. Стартовая цена объекта на аукционе — почти 576 миллионов тенге.
При этом с оценкой его стоимости есть некоторые странности. В июле 2024 года её оценили в 854 миллиона. В марте 2025-го уже другая оценочная компания назвала сумму в 924,6 миллиона. А, согласно данным кадастровой карты, стоимость объекта, определённая государством, — 229,5 миллиона тенге.
Также отметим, что формат для данных торгов был выбран "на повышение". Сама территория выглядит так:
Ещё один интересный участок, выставленный на продажу, — территория в 87 гектаров, расположенная в Бурабайском районе Акмолинской области, в селе Вишневое по адресу: Степняк, участок 24. Стартовая цена — 137,3 миллиона тенге. При этом его оценочная стоимость, согласно экспертизе, составила почти 335 миллионов тенге, а кадастровая — всего два миллиона за такую огромную территорию.
Причём этот участок живописнее всех остальных, судя по фотографиям. Несмотря на низкое разрешение снимка:
В совокупности эти два участка в Мангистауской и Акмолинской областях могут потенциально пополнить бюджет компании на 713,2 миллиона тенге.
Если же рассматривать общую прибыль, которую могла бы принести City Transportation Systems продажа всех земельных участков по стартовой цене, то она составила бы не меньше 9,5 миллиарда тенге. Однако ни один из перечисленных аукционов не состоялся. Причина всё та же — не нашлось участников.
Нежилые помещения
Помимо этого, в прошлом году CTS пыталась продать как минимум 10 нежилых помещений: девять из них в Астане и одно в Алматы.
Алматинское помещение располагается по адресу: улица Желтоксан, дом 78/86. Его общая площадь — 948,5 квадратного метра с прилегающей территорией в 0,25 гектара. Стартовая цена — почти 625 миллионов тенге. А оценочная — 588 миллионов. Судя по снимкам, когда-то там было кафе:
В Астане всё проще. Там речь идёт о продаже девяти помещений, расположенных в районе Есиль, дом 13. Их площади варьируются от 42,8 до 78,2 квадратного метра. А стартовые цены — от 12,1 миллиона до 21,1 миллиона тенге. Судя по снимкам, раньше это были обычные жилые квартиры, однако сейчас они пустуют:
На продаже этих помещений CTS могла заработать не меньше 771,1 миллиона тенге, если бы они были проданы по стартовой цене. Но этого тоже так и не случилось.
Что продать удалось
Однако нельзя утверждать, что за весь прошлый год City Transportation Systems так и не удалось продать ни одного объекта. По данным электронной торговой площадки, в 2025 году компания реализовала с аукциона минимум девять лотов на общую сумму 457,8 миллиона тенге.
Среди них:
- Два автомобиля марки Peugeot 301 и один Peugeot Partner — оба 2017 года выпуска. Суммарно их продали за 6,3 миллиона тенге.
- Четыре помещения в Астане, расположенных по адресу: район Есиль, дом 13. Это всё те же бывшие квартиры. Самую дорогую из них площадью 87 квадратных метров продали за 23,3 миллиона тенге. А самую дешёвую в 50 квадратных метров — за 14,2 миллиона тенге. Суммарно на этом удалось заработать почти 72 миллиона тенге.
- Также удалось реализовать два помещения в Алматы. Первое в жилом комплексе по адресу: Аль-Фараби, 53В. Площадь — 332,1 квадратного метра. За 189,5 миллиона тенге. Второе — в микрорайоне Орбита-1, 21А. Площадь — 901 квадратный метр, а итоговая цена — 124,2 миллиона тенге. В целом эти два помещения принесли наибольший доход — 313,7 миллиона тенге.
Это, безусловно, неплохой результат. Однако на фоне нереализованных активов выглядит куда менее впечатляюще.
Если суммировать все аукционы, которые не состоялись, выходит, что компания недополучила как минимум 20,3 миллиарда тенге — при условии, что активы были бы реализованы хотя бы по стартовой цене.
После всего описанного возникает вопрос: откуда у "дочки" акимата вообще взялось такое количество столь дорогого имущества? Ответ дали представители CTS — все перечисленные активы были конфискованы за долги.
"В соответствии со статьёй 341 Гражданского кодекса ТОО "City Transportation Systems" переданы права требования, обеспечивающие исполнение обязательств. В рамках взыскания задолженности по уступке прав требования в счёт погашения задолженности товарищество приняло имущество, которое выставлено на продажу", — говорилось в ответе компании на официальный запрос редакции Tengrinews.kz.
При этом там не уточнили, кто именно передал им имущество и в счёт какого обязательства. Однако на основе приведённой выше информации можно предположить, что активы были получены в качестве компенсации убытков, связанных с ликвидацией "Банка Астаны".
CTS — убыточная компания?
В 2025-м за счёт целевого трансферта из Национального фонда в республиканском бюджете на реализацию проекта LRT было предусмотрено 332,4 миллиарда тенге. К этому, как видно, компания пыталась заработать ещё минимум 20 миллиардов на достройку легкорельсового транспорта в столице.
При этом есть свидетельства, что City Transportation Systems продолжает оставаться убыточной, несмотря на масштабные бюджетные вливания и продажу активов на сотни миллионов тенге.
В середине прошлого года на портале Astana International Exchange был опубликован финансовый отчёт о деятельности компании за первую половину 2025-го: эти полгода CTS завершила с чистым убытком в 11,49 миллиарда тенге.
Выручка же за отчётный период составила 5,3 миллиарда тенге, однако себестоимость услуг оказалась выше — 5,9 миллиарда тенге, из-за чего операционная деятельность и стала убыточной.
При этом активы компании за полгода выросли почти на 100 миллиардов тенге и достигли 586,95 миллиарда. Основной рост обеспечили бюджетные вложения — прежде всего в проект LRT в Астане, объём которого к концу июня составил 363,64 миллиарда тенге.
На фоне таких убытков CTS продолжает наращивать уставный капитал за счёт бюджета: за первое полугодие 2025 года он вырос более чем на 150 миллиардов тенге и достиг 561,14 миллиарда тенге, что подчёркивает зависимость компании от постоянной государственной поддержки.
Примечательно, что компанию уже предлагали закрыть из-за убыточности. Такую идею подавали депутаты столичного маслихата. Основной посыл был в том, что CTS, по сути, дублирует функции автобусного парка № 1 и Центра организации дорожного движения.
Однако власти дали понять, что не собираются закрывать компанию. Об этом заявил аким Астаны Женис Касымбек во время встречи с населением в августе прошлого года:
"Я не знаю, кто это предложил. Функционал компании CTS гораздо шире. Она занимается и строительством LRT. Есть вопросы, не только связанные с автобусным парком № 1, а в целом с общественным парком. Акимат данный вопрос не рассматривает на сегодняшний день".
Напомним, ранее мы публиковали материал, в котором проверяли обещания чиновников. Одно из них — достроить LRT к 2025 году. Давал его, к слову, сам Касымбек. В итоге проект LRT близок к завершению, но транспорт так и не ввели в эксплуатацию. 29 сентября началась тестовая эксплуатация, которая пока продолжается. На этот раз аким Астаны пообещал запустить новый вид транспорта до конца первого квартала 2026 года.
Читайте также:
Строили "элит", а построили "эконом": дом, которого астанчане стыдятся
Масштабная стройка на Медеу: как брат депутата возводит турбазу на деньги БРК