Минимальный размер взносов, который мы платим на управление и содержание домов (РСЖ), в некоторых регионах Казахстана неправомерен, считает эксперт в ЖКХ Сергей Ляшенко, обратившийся в редакцию Tengrinews.kz после выхода публикации "За что мы платим? Что входит в минимальный тариф на содержание жилья".
Корреспондент TengriDom вместе с экспертами разбиралась, обязаны ли собственники жилья вносить "минималку", которая на этот год так и не утверждена маслихатами многих городов, насколько правильно не платить за услуги по содержанию многоквартирных домов и из-за чего возникла юридическая коллизия.
Почему возник этот вопрос?
Утверждением минимального взноса занимаются на местах — в городах республиканского и областного значения, а также районов. Эксперт в вопросах ЖКХ Сергей Ляшенко, который сам является председателем ОСИ с 2023 года, конкретизирует алгоритм: математикой вопроса должна заниматься жилищная инспекция, а утверждением тарифов — маслихат.
Этот минтариф и методику его расчёта ввели по всей стране в 2020-м. А с прошлого года, напоминает эксперт, его привязали ещё и к месячному расчётному показателю (МРП).
Сделано это было для того, чтобы из года в год "минималка" автоматически подрастала с учётом МРП. Сейчас такое происходит без напоминаний с накопительным тарифом на капитальный ремонт многоквартирных домов. Но в отношении тарифа РСЖ (расходы на содержание жилья) эти изменения не доработаны. В итоге, ссылается на подзаконный акт эксперт, повышение не происходит автоматически:
"Местные представительные органы должны утверждать минимальный размер взносов на управление объектом кондоминиума в размерах месячного расчётного показателя, установленного на соответствующий финансовый год. Согласно приказу и методике расчёта, минимальный размер расходов действует один календарный год. И перерасчёт производится местными исполнительными органами с учётом инфляции".
Ляшенко полагает, что если следовать букве закона, то в конце 2025 года специалисты жилинспекции и депутаты маслихатов должны были провести разработку и утверждение минтарифа в соответствии с изменившимся размером МРП (в 2025 году он составлял 3932 тенге, в 2026-м стал 4325 тенге) — чтобы с 1 января жильцы домов, где действует именно "минималка", могли опираться на новую цифру.
Но эксперт сделал мониторинг решений маслихатов городов Казахстана и выяснил, что утвердили новый тариф с привязкой к МРП только:
- в Кокшетау — 72,23 тенге за "квадрат",
- в Риддере — 60,55 тенге,
- в Балхаше — 72,47 тенге
- и в Шахтинске — 39 тенге за квадратный метр.
"Что получается? Если минимальный тариф на 2026 год не утверждён, жильцы домов, обеспечение которых как раз происходит в рамках минтарифа, вправе не платить? На основании чего они должны платить? Правовые основания, получается, отсутствуют. А если они уже уплатили взнос, то, возможно, вправе подать в суд и взыскать уплаченные ранее средства?" — задаётся вполне логичными вопросами Сергей Ляшенко.
Их мы переадресовали в Комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства промышленности и строительства. На момент публикации ответ не получен.
Один кейс уже есть
Сергей Ляшенко рассказывает, что в Астане уже был прецедент: тариф на 2023 год столичный маслихат утвердил… в декабре 2023 года! Пока решение депутатов вступило в законную силу, настал 2024-й, на который тариф уже не распространялся.
"Активисты замечают эту неточность, пишут письмо в департамент юстиции Астаны. Департамент тогда ответил заявителям, что в действительности юридически тариф утвердили всего на несколько дней 2023 года! Маслихат был вынужден ещё раз его переутверждать в марте 2024 года", — приводит пример правового казуса Ляшенко.
Можно ли не платить?
Юрист, руководитель юридической компании Татьяна Зырянова подтверждает: минимальные тарифы РСЖ действительно действуют только год.
"Думаю, для того чтобы собственники жилья себя обезопасили, они должны общим собранием утвердить смету, тариф РСЖ — даже если это не сделал маслихат. Причём, раз новую ставку минимальных взносов ещё не утвердили, они могут проголосовать и за меньший тариф. Но есть нюанс", — добавляет Зырянова.
И предлагает представить ситуацию:
- Жильцы какого-то дома не утверждают свой тариф РСЖ и отказываются платить в принципе, ссылаясь на то, что минтариф на новый год не утверждён маслихатами и им не на что опираться.
- Или же они устанавливают меньший тариф.
- А КСК или управляющая компания при этом всё это время занималась домом и несла какие-то расходы.
- Тогда собственники квартир, отказавшиеся платить или платившие меньше, скорее всего, проиграют, когда дело дойдёт до разбирательств и судов.
"Надо понимать, что в суде взыскивают не тарифы, а расходы. Если они фактически состоялись, то суд их взыщет. То есть в суде с ОСИ будут взыскивать фактические расходы пропорционально площади. И тут всё будет просто по факту расходов — на основе бухгалтерской документации. Задача председателя — организовать собрание и выполнить все формальности", — объясняет Татьяна Зырянова.
То есть решение не оплачивать РСЖ, раз их минимальный размер не установлен, может выглядеть справедливо с правовой точки зрения, но у него могут быть последствия.
Кто крайний?
Журналисты TengriDom попытались выяснить, почему, например, маслихат Алматы до сих пор не утвердил минимальные нормы РСЖ на 2026 год, и обратились к ним за комментариями. Вот такой ответ был получен:
"Никаких материалов (с просчётами — прим. редакции) в маслихат от управления коммунальной инфраструктуры и жилищной инспекции предоставлено пока не было. Вопросы, решения и изменения в решениях маслихата рассматриваются и принимаются исключительно при наличии официально представленных материалов со стороны администраторов бюджетных программ (акимата, управлений). После того как они к нам заявляются, вопрос в установленном порядке сначала рассматривается на профильной комиссии, а затем выносится на сессию маслихата с участием всех депутатов", — уточняют в пресс-службе маслихата.
Редакция TengriDom отправила запрос и в управление коммунальной инфраструктуры, и в жилищную инспекцию Алматы.
Интересно узнать: когда будут сделаны просчёты и с какого числа могут применяться изменения минтарифа на РСЖ, если уже прошло полтора месяца 2026 года?
Утверждение "минималки", напоминает Сергей Ляшенко, всё-таки компетенция местных представительных органов. Поэтому если жилинспекция не предоставила никаких заявок, то маслихат должен был хотя бы поинтересоваться, почему этого не произошло.
"Увы, ответственность маслихатов за неутверждение или несвоевременное утверждение не предусмотрена. А страдает от этого жилой фонд и реформа ЖКХ в целом", — считает Ляшенко.
И добавляет: чтобы не быть заложником ничьей забывчивости, нужно довести до безусловного применения норму о привязке тарифа к МРП.
"Противоречие в самой методике. Вроде в рамках неё тариф привязали к МРП, чтобы изменение происходило автоматически. Но при этом, согласно методике, тариф действует один календарный год. Может, вообще убрать эту норму, чтобы не нарушать сроки и не создавать правовой вакуум? И тогда у нас перерасчёт будет происходить с 1 января автоматически в привязке к тому МРП, что начал действовать", — пытается упростить схему Сергей Ляшенко.
Напомним, эту статью редакция разработала как продолжение материала, опубликованного на прошлой неделе: "Что входит в минимальный тариф на содержание жилья?" Тема оказалась актуальной и дискуссионной.
В предыдущей статье эксперты не только рассказывали, что такое минимальный тариф РСЖ и как он формируется, но и объясняли, почему считают, что он слишком маленький и его надо повышать. Спикеры аргументировали своё мнение на примере тарифов в Астане и Алматы.
Так, в столице минимальный тариф РСЖ уже третий год не превышает 57 тенге за квадратный метр. Если в 2022-м он был хоть чем-то обоснован, говорил председатель Республиканской ассоциации управления кондоминиумами Павел Шульгин, то сейчас это просто цифра — цены на услуги по содержанию и управлению домами за это время выросли.
А в контексте Алматы президент Национальной палаты ЖКХ Талгат Мухамедгалиев отмечал, что минтариф в 40 тенге за квадратный метр жилья для одного из самых дорогих мегаполисов — ещё более нелепая цифра. Учитывая, что около 60 процентов алматинских домов относятся к "вторичке", требующей особой заботы. И если оплату не поднимать, то мы быстрее потеряем "хрущёвки–брежневки".
Читайте также другие материалы в рубрике Tengrinews.kz про недвижимость:
"Нагон спроса". Участники рынка называют недавний рост цен на жильё искусственным
Почему жильё в Астане теперь популярнее алматинского?
С видом на будущее: в каких странах скупают недвижимость казахстанцы?