Как было раньше?
Руководитель одной из казахстанских юридических компаний Татьяна Зырянова рассказывает, что все необходимые требования по привлечению денег на возводимое жильё были прописаны ещё 10 лет назад в законе "О долевом участии в жилищном строительстве".
По ним девелопер мог начать сбор оплаты, если имел гарантию от единого оператора — АО "Казахстанская жилищная компания" (КЖК), поддержку банка. Или же получал разрешение на привлечение денег покупателей от акимата после возведения каркаса многоэтажки.
При этом все финансы должны были приниматься по договору о долевом участии (ДДУ) в жилищном строительстве. Но тут, объясняет юрист Зырянова, произошла юридическая несостыковка:
"Опираясь на тот же Гражданский кодекс, многие застройщики начали предлагать покупателям жилья иные договоры, которые не нуждались в государственной регистрации и выпадали из-под мониторинга. Одним из самых распространённых вариантов стал предварительный договор купли-продажи. Также могли заключать договор бронирования. Хотя это вообще договор услуги. То есть вам продают просто место в очереди за сумму, равную стоимости квартиры. Это нарушение!"
Можно добавить, что это не просто нарушение, а ещё и большой риск для покупателей. Если стройка встанет или застройщик сбежит с деньгами дольщиков, то никто им ничего не вернёт.
А ещё из-за этого получался перекос в статистике. Например, в начале реализации государственной программы "7-20-25" правительство столкнулось с неожиданной проблемой: деньги на удешевление кредитов есть, а квартир нет. Жильё числилось как строящееся, но на рынок не поступало, потому что было уже продано в обход закона о долевом участии.
Из-за подобных юридических "фокусов" на строительном рынке началась неразбериха. По оценкам президента Ассоциации застройщиков Казахстана Виктора Микрюкова, по "серым" схемам в то время работало около 70 процентов компаний. В основном — мелкие застройщики, которым никто бы не дал взаймы на стройку из-за отсутствия продолжительной положительной кредитной истории.
Как ужесточили закон?
Летом прошлого года в рамках поправок в "долевой" закон внесли корректировки и в Гражданский кодекс. Они окончательно запрещают покупать строящиеся "квадраты" по любым альтернативным договорам, кроме ДДУ.
"Теперь по договорам ДДУ должны работать и те застройщики, которые возводят малоэтажные жилые комплексы, комплексы частных жилых домов, если в них насчитывается минимум 50 объектов. К такому формату подходят те же коттеджные городки".
С нового года, напоминают спикеры, запрещён и приём наличных денег при покупке квартир у застройщика. Оплата должна происходить только через банк. Покупатель, разъясняет алгоритм Виктор Микрюков, заключает с девелопером договор долевого участия, который вносится в единую информационную систему "Казреестр".
К этой базе данных доступ имеет и банк. Он, в свою очередь, обязан проверить наличие разрешения на привлечение средств дольщиков или гарантию АО "КЖК". Если необходимых документов нет, то платёж принять не смогут.
Но это всё в идеале.
Что происходит в офисах некоторых застройщиков сейчас?
Есть недобросовестные компании (в основном мелкие), предупреждает Виктор Микрюков, которые хитрят при реализации строящихся домов. Часто они привлекают покупателя скидками и рассрочками. Правда, условия приобретения жилья при этом сомнительны.
"Например, предлагают дольщикам заключить инвестиционные соглашения. По ним вы якобы во что-то вкладываете деньги, и результатом этого инвестиционного договора является получение финансов, но не квартиры. А к этому договору уже составляют и дополнительное соглашение, в рамках которого покупателю якобы в последующем передадут квадратные метры. А после завершения строительства инвестиционный договор трансформируется в договор купли-продажи. Такая сделка маскирует последующие последствия. Ведь дольщики, по сути, могут требовать только то, что предусмотрено в основном положении. Их квартиру, которую они выбрали, могут в любой момент продать, и они ни с кого ничего не спросят", — делится возможными рисками президент Ассоциации застройщиков Казахстана.
Ещё один вариант обхода закона — выпуск облигаций. С их помощью некоторые застройщики пытаются реализовать квартиры. Такой способ эксперт тоже считает незаконным и весьма сомнительным для покупателя — ведь как таковой продажи жилья тут нет.
"Мы фиксируем очень большой объём сделок в наличном формате, — продолжает перечислять нарушения Микрюков. — Хотя закон прямо предусматривает запрет такого формата оплаты! Но, к сожалению, граждане ведутся на более низкую цену за "квадрат", на какие-то суперпривлекательные условия и идут на риск, несут десятки миллионов в сумках, платят наличкой, не фиксируют сделку договорами долевого участия".
В рамках закона наложено табу и на рекламу строящихся ЖК, не имеющих разрешений на привлечение денег дольщиков. Основные агрегаторы объявлений не стали шутить с законом, отмечает Микрюков, и очистили свои платформы от сомнительного маркетингового контента.
Тем не менее только за январь этого года ассоциация зафиксировала незаконные объявления девяти объектов — за них компании-застройщики, нарушившие это правило, уже привлекли к ответственности.
"Ситуация достаточно спорная, потому что реклама с известных сайтов переходит в мессенджеры и соцсети. Много сейчас рекламируют в Инстаграме. Такие площадки начинают зарабатывать, генерировать дополнительную прибыль, при этом риски для дольщиков растут. Законодателям необходимо и этот вопрос отрегулировать", — считает Виктор Микрюков.
Эксперты считают, что правила в сфере долевого строительства всё ещё не прижились и пока в сегменте есть те, кто хочет обойти закон. Но надеются, что соответствующие органы наведут порядок в течение шести месяцев — года.
Участники рынка даже предлагают госорганам такую идею: выходить на так называемую контрольную закупку. И если в процессе обнаружатся подозрительные методы работы застройщиков, можно применять штрафы — они прописаны.
"Если компания работает по иным договорам (не по договорам долевого участия — прим. редакции), если у неё нет разрешения на привлечение средств дольщиков, то ей грозит штраф в размере 2000 МРП (8 650 000 тенге в 2026 году). Если застройщик ничего не исправит и попадётся с нарушениями во второй раз, то вновь должен будет оплатить такой же штраф, плюс ко всему его ждёт санкция на ограничение в работе", — поясняет Микрюков.
Что нужно знать покупателям жилья
Редакция собрала несколько основных советов от экспертов.
1. Можно ли вернуть деньги за квартиру по "левым" договорам — не по ДДУ?
Эксперты ещё раз проговаривают: законным и безопасным был и остаётся договор долевого участия. Даже если у застройщика случится форс-мажор, наличие у покупателей ДДУ — гарантия того, что дом достроят.
2. Что делать, если вам предлагают заключить сделку в рамках другого договора?
Требуйте именно ДДУ, ссылаясь на закон. Если застройщик не хочет заключать такой договор, то желательно получить отказ в письменной форме и подать жалобу в акимат или управление градостроительного контроля вашего города/региона. Тогда госорганы смогут провести соответствующую проверку.
3. Если застройщик "кинул", а на руках нет ДДУ?
В этом случае, считает юрист Татьяна Зырянова, можно обратиться в суд с иском на компанию. Дело будут рассматривать в гражданско-правовом поле. Но есть нюанс:
"Если стройкомпанию признают виновной в нарушениях, то ей грозят штраф и предписание вернуть деньги дольщикам. И это при условии, если руководитель компании не успел исчезнуть из страны или компания не стала банкротом. В любом случае это очень долгий и нервный процесс. Придётся взыскивать, ждать годы", — предупреждает юрист.
Поэтому она и другие эксперты вновь советуют казахстанцам смотреть пункт первый, то есть не рисковать и выбирать застройщиков, которые работают по ДДУ.
Читайте также:
В Алматы 350 человек купили квартиры в доме, который должны снести
Обманутые дольщики и реклама: как усиливают контроль и меняют правила в Казахстане
Почему жильё в Астане теперь популярнее алматинского?
