“Я боялась своих мыслей“: история женщины, пережившей послеродовую депрессию

Маржан Куандыкова Корреспондент
Изображение сгенерировано при помощи нейросети

По данным ЮНИСЭФ в Казахстане около 60 процентов женщин страдают от послеродовой депрессии. Но до сих пор эта тема остаётся закрытой и практически не обсуждается в обществе. Подобное отношение порождает стыд, желание скрывать проблему, страх обращаться за помощью.

По данным ЮНИСЭФ в Казахстане около 60 процентов женщин страдают от послеродовой депрессии. Но до сих пор эта тема остаётся закрытой и практически не обсуждается в обществе. Подобное отношение порождает стыд, желание скрывать проблему, страх обращаться за помощью.

Корреспондент TengriHealth поговорила с экспертами и женщиной, пережившей послеродовую депрессию. 

Готовилась к родам, но не к материнству

В подъезде дома, где живёт героиня, первым меня встречает кот. У двери в квартиру стоит хозяйка по имени Наталья. Полтора года назад женщине поставили диагноз "тяжёлая форма послеродовой депрессии". Она согласилась рассказать, как справлялась с заболеванием, но попросила не называть её настоящего имени. 

Наталья и её супруг ждали детей 10 лет. И когда беременность наступила, она стала неожиданной.

"Когда я узнала, что жду ребёнка, испытала палитру эмоций: от радости до страха, неуверенности и сомнения. Я не понимала до конца, что такое материнство. Готовилась к родам, но абсолютно не готовилась к материнству", — рассказывает женщина.

— Когда вы это поняли, что не готовились к материнству? 

— Позже, когда мой малыш уже родился, и появились первые признаки депрессии. Наверное, молодым родителям, которые воспитывались в большой семье, проще: они видели, как растут братья и сёстры. Я у родителей одна и не понимала, что материнство настолько поменяет мою жизнь. Наивная, я думала, что дети ночью спят. Сейчас вспоминаю с улыбкой, но тогда... 

В первые месяцы я спала буквально по два-три часа в сутки. Началась ностальгия по прошлому. Я ходила гулять с малышом, смотрела на людей и завидовала им, потому что они жили свою жизнь, а я чувствовала себя заточённой в квартире с пелёнками и бутылочками.

В такие моменты невольно думаешь: "Ну зачем я на это подписалась, жила же нормально?" От этих мыслей испытываешь чувство вины: "Ну как же?! Ты же хотела ребёнка!"

Сейчас я понимаю, что это временные трудности: психике нужно подстроиться под материнство. Не каждая женщина сразу готова стать мамой, но не у каждой хватает сил и выдержки, чтобы пережить этот период. 

Бэби-блюз и депрессия 

— Какие чувства вы тогда испытывали к ребёнку?

— Пока ты лежишь в роддоме, гормоны бушуют: тебя накрывает волна любви к малышу. Я очень много плакала, но плакала от счастья. Мой гинеколог сказала, что в течение двух недель у женщины проявляется бэби-блюз — через пару недель он пройдёт. А если нет, стоит бить тревогу — это первый звоночек депрессии. 

Справка: бэби-блюз —  преходящее, считающееся нормой состояние подавленности, которое из-за гормональных изменений возникает у большинства женщин в первые недели после родов. Проявляется плаксивостью, раздражительностью, перепадами настроения, усталостью и тревожностью. В отличие от депрессии, бэби-блюз не является болезнью, менее интенсивен и обычно проходит сам по себе в течение одной-двух недель без специфического лечения. Депрессия же — более затяжное и серьёзное состояние, которое требует профессиональной помощи.

После выписки я не испытывала к сыну вообще никаких чувств и держалась только на ответственности: надо — значит, надо. Малыш очень часто просыпался ночью, мог по два-три часа "висеть" на груди. Муж пытался помочь, забирал его, чтобы я могла немного отдохнуть, но это почти не помогало. Я как будто разучилась спать. И тогда впервые появились такие ужасные мысли, воспоминаниями о которых я редко с кем-то делюсь...

В этот момент Наталья замолкает и не может сдержать слёз.

"Я думала, что уже проработала эти моменты, а оказывается, нет", — говорит женщина.

Фото сгенерировано искусственным интеллектом 

Она немного успокаивается и продолжает.  

— Страшно в этом признаваться, но иногда я желала смерти своему ребёнку.

Муж брал младенца на руки, а я думала: "Хоть бы малыш уткнулся носиком в его грудь и задохнулся". Меня очень пугали эти мысли. Они стали навязчивыми. Мне казалось, не станет ребёнка — исчезнут мои проблемы. Я, наконец-то, высплюсь, смогу погулять, отдохнуть.

— Сколько времени прошло после родов? 

— Чуть больше месяца. Но я никому не признавалась — стыдно. Потом у меня начались панические атаки на фоне хронической усталости и недосыпа. Я открывала телефон и начинала гуглить: "Сколько можно прожить без сна?"

Мне казалось, что я умру. Начали появляться суицидальные мысли: "Тебя не станет — и всё это прекратится". Я даже не подозревала, что так начинается депрессия. 

Однажды утром, когда навалилось всё и сразу, я подошла к мужу и сказала: "Слушай, со мной что-то страшное происходит. Мне нужна помощь". 

Взять ребёнка и "выйти" в окно 

— Когда вы обратились за помощью к специалистам?

— Мы с супругом сначала думали, что сами сможем решить проблему. Я искала информацию в интернете и уже понимала, что у меня, скорее всего, послеродовая депрессия. И без помощи женщина может взять ребёнка и "выйти" в окно. Но сама себя я не спасла — моё состояние усугублялось. 

На фоне стресса стало меньше молока, малыш не наедался и не набирал в весе. Я испытывала чувство вины. Я нашла перинатального психотерапевта. Она диагностировала тяжёлую форму депрессии и сказала, что нужно принимать препараты — только с помощью психотерапии не справиться.

Ты чувствуешь себя самым никчёмным человеком

— Семья вам помогала?

— Когда я рассказала мужу, что мне нужна помощь, он позвонил родственникам. Приехали наши родители. Сейчас я понимаю, что тогда переживала острую фазу постродовой депрессии и без поддержки близких не справилась бы. 

Чувство никчёмности и отвращения к себе не уходило. Ты безразлична к самой себе, но самое страшное, ты безразлична к ребёнку. Он начал агукать, улыбаться, но всё это не радовало.

Первые три месяца жизни малыша будто прошли мимо меня. Я существовала в черноте. Эти переживания поймёт только тот, кто проходил через подобное.

Как складывались отношения с супругом?

— Я слушаю истории подружек или мамочек на детской площадке, которым мужья и даже родная мама, бывает, говорят: "Ты просто бесишься с жиру! Это просто  плохое настроение!" И понимаю, что мне повезло — муж меня понимал и помогал. После родов важна максимальная поддержка родных. У нас с супругом в этом плане всё было хорошо: он услышал меня. 

— Замечали ли вы признаки депрессии у супруга?

— Мне кажется, муж просто не говорил об этом, но ему тоже было нелегко и порой страшно. Думаю, он тоже прошёл через какую-то степень депрессии.

Жизнь возвращается

— Наталья, как долго вы принимали антидепрессанты и когда стали чувствовать себя лучше? 

— Психотерапевт мне сказала: "Примерно через три недели после начала терапии появится просвет". Так и получилось: облегчение наступило спустя две недели. Я опять начала за собой ухаживать, потому что в какой-то момент перестала даже умываться и чистить зубы. 

И, наверное, после полугода, впервые вышла на прогулку с ощущением, что жизнь возвращается. Я начала высыпаться. Муж меня подменял: ночь я спала с малышом, ночь он. Слава богу, начали проходить мысли о вреде себе, вреде ребёнку. 

Антидепрессанты я принимала около полутора лет. А потом достаточно легко с них сошла: главное, подобрать правильную терапию и не прерывать её.

— Как вы себя чувствуете сейчас? 

— Несмотря на то, что я прошла, сегодня я счастливая мама и жена. Я смотрю на своего спящего ребёнка, и меня накрывает безграничная любовь. Это счастье, и оно дорогого стоит.

Я прошу прощения у себя: видимо, на тот момент я по‑другому не могла. Прошу прощения у ребёнка. И очень радуюсь, что всё позади. 

Фото сгенерировано искусственным интеллектом 

Готовиться к материнству, а не к родам

— Какой совет вы дадите молодым мамам?

— Не идеализируйте материнство. Не смотрите на идеальных инстаграмных мамочек. Готовьтесь к материнству, а не к родам. Важнее собрать не сумку в роддом, а понять, как ухаживать за малышом. Максимально подготовить свой быт к рождению малыша. Спать, когда спит ребёнок. Выходите гулять в одиночку. Встречайтесь с подругами. И помните: все трудности временны.

Культуральная психотерапия 

Арай Альгожина — врач-психотерапевт, психиатр. Занимается изучением расстройств психики у женщин в послеродовом периоде, пишет докторскую диссертацию на эту тему.

Арай Альгожина. Фото из личного архива

Что такое послеродовая депрессия? 

  • Послеродовая депрессия — это депрессия, которая возникает у женщины, как правило, в первые два месяца после родов.

Психика условно разделена на такие сферы, как память, мышление, настроение, внимание, эмоциональный фон, двигательная сфера. При депрессии эти сферы психики затормаживают свою работу: мышление становится замедленным, настроение пониженным, женщина не может получать удовольствие, то есть психика начинает работать в минус. И это уже серьёзное заболевание. 

  • Сейчас есть такое направление, которое называется культуральная (или транскультуральная) психотерапия.

Это подход, который изучает психические расстройства, их проявления и лечение с учётом культурного, этнического и социального контекста. Он признаёт, что культура влияет на восприятие здоровья, болезни и методов терапии.  

Арай Альгожина объясняет, что в каждой культуре срок, когда проявляются первые симптомы депрессии, может быть разным.

Допустим, в Казахстане первые сорок дней женщине уделяют много внимания, стараются помочь. После сорока дней молодая мама, как правило, остаётся один на один с малышом. И к третьему-четвёртому месяцу рождения ребёнка начинает испытывать какие-то сложности.

В западных странах пик проявления послеродовой депрессии приходится на первые два-три месяца жизни малыша. 

— Мужская послеродовая депрессия существует?

— Да, и она тоже связана с внутренней перестройкой, с пониманием роли отца, с повышением уровня ответственности. 

— Как она проявляется?

— Мужчина становятся более агрессивным, злым, склонным к каким-то зависимостям. Он ищет отдушину, потому что уровень напряжения внутри него и уровень напряжения внутри семьи начинает нарастать.

По последним исследованиям, существует парная родительская депрессия. Чаще всего, если она есть у женщины, то, вероятнее всего, развивается и у мужчины.

Мы ждём от материнства фейерверка

Марина Сырбу — перинатальный клинический психолог. Она работает с женщинами в раннем послеродовом периоде, помогая справляться с проблемами психологического здоровья.

Марина Сырбу. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

— Марина, как понять, что у женщины начинается послеродовая депрессия?

— У женщины появляется очень много новых, непривычных эмоций, которых она не ожидала. Когда мы говорим про материнство, мы ждём какого-то фейерверка, праздника. Но очень часто молодая мама сталкивается с тем, что никакого праздника нет — есть множество переживаний.

Возникает ощущение пустоты, тоска по прежней жизни. Она винит себя за то, что испытывает эти эмоции. Много стыда. Если женщина не в силах справиться с этими переживаниями, она может уйти в послеродовую депрессию.

Дело в том, что признаки не всегда очевидны. Часто женщины переживают, ориентируясь на собственные, ожидания семьи, социума: "Мне же должно быть хорошо", "Я же должна радоваться". Очень долго прячут это внутри.

Только сама женщина может заметить, что её как будто не радует то, что радовало раньше. Иногда она просто говорит: "У меня как будто нет никаких эмоций". Появляются страх навредить ребёнку, себе, страх смерти — это прямые признаки послеродовой депрессии.

Причины послеродовой депрессии 

У постродовой депрессии несколько составляющих.

  • Первая — физиологическая или биологическая.

После родов происходит огромный всплеск или изменения в гормональном фоне, что, конечно, может провоцировать плохое настроение, ухудшение самочувствия и определённую нагрузку.

  • Вторая — психологическая нагрузка.

Когда женщина вступает в материнство, всё меняется. На неё ложится большой груз ответственности.

  • Третья — социальная. Она в большей степени зависит от окружения.

Очень важно, как поддерживают женщину, какую роль играет супруг. В обществе принято считать, что муж несёт помогающую роль. Но я всегда повторяю, когда консультирую семейные пары:

"Говорить, что супруг помогает, в корне неправильно. Он такой же участник процесса воспитания ребёнка".

Когда женщина это знает и чувствует, что она не одна в этой лодке, выгрести намного легче.

Психолог Марина Сырбу. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Возраст и отношения с близкими 

— Кто чаще подвергается послеродовой депрессии: молодые девушки или женщины постарше?

— В любом возрасте женщина может попасть в депрессию. В каждом есть свои особенности. Если девушка очень молодая, возможно, она ещё не готова стать мамой. Если это женщина, которая родила первый раз после сорока, там другие переживания, другие страхи. Например, она может попасть в депрессию от того, что просто боится чего-то не успеть. Материнство как будто выбивает её из привычной среды. 

— Как складываются отношения с близкими у женщин, переживающих депрессию?

— Очень по-разному. В моей практике встречались пары, где муж вытащил жену из депрессии, сам нашёл специалиста. Таких мужчин очень много, и я этому радуюсь. Сейчас отцы всё-таки вовлечены в процесс воспитания.

Но, конечно, бывают случаи, когда женщина, несмотря на то, что вокруг много близких, остаётся одна в этом состоянии. И это страшно. К сожалению, даже от родителей она не всегда может получить поддержку.

Когда родная мать говорит: "Я разочарована в тебе, как в матери, как в женщине", —  это лишь усугубляет состояние.

Практически всегда то, насколько глубоко будет развиваться депрессия, зависит от окружения.

Реальной статистики нет 

Арай Альгожина говорит, что в Казахстане нет реальной статистики случаев послеродовой депрессии. В стационары с диагнозом "психически-поведенческие расстройства, вызванные послеродовым периодом" попадает от силы 10 женщин в год. Подсчитать количество пациенток, которые обращаются амбулаторно, фактически невозможно, потому что это закрытая информация.  

"Точные цифры назвать невозможно, но, по данным международных исследований, каждая седьмая молодая мама из обратившихся за помощью нуждается в поддержке специалиста. А сколько не идут к врачам, никто не знает, — рассуждает Арай. — Но процент женщин, которым необходима помощь в послеродовом периоде, огромен".

— Может ли женщина самостоятельно выйти из этого состояния?

— При лёгкой степени — да. Нужно изменить образ жизни. В какой-то момент женщина понимает, что тянет на себя слишком много и пытается перестроиться: начинает заниматься спортом, больше отдыхает, нанимает няню — и потихоньку становится легче.

Но гарантии нет, что это состояние не усугубится. Поэтому важно показаться специалисту и понять, что именно с вами происходит. 

— Какие методы лечения применяются?

— Существует несколько видов лечения: группа антидепрессантов, которые применяются в постродовой период, и психотерапия. Всё подбирается индивидуально.

Есть определённые препараты, которые можно принимать во время кормления грудью малыша. Они не вызывают зависимости. Но важно помнить, что может возникнуть "синдром отмены", если проходящий лечение человек самостоятельно, резко отменяет приём лекарств. Существуют безопасные сроки ухода от препаратов и нужно их соблюдать. 

Как помочь женщине? 

  • Обратиться за бесплатной психологической и психиатрической помощью к специалистам в поликлиниках.

К сожалению, говорит Марина Сырбу, около 60 процентов женщин не доходят до этих специалистов. Даже если акушер‑гинеколог заметил какие-то изменения и рекомендует сходить к психологу.

  • Найти группы поддержки в интернете. 

Например, Марина Сырбу организовывала социальный проект, который помогает женщинам, оказавшимся без поддержки партнёра. 

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Почему стыдно говорить о депрессии?

Марина Сырбу считает, что у женщины или мужчины возникает ощущение: "Я не справилась/не справился", "Я сам от себя ожидал/ожидала", "Я должна быть хорошей матерью/хорошим отцом". Человек боится не оправдать эти ожидания, стыдится того, что чувствует. 

— Что делать?

— Просто признать, что это нормально. Мамами и папами не рождаются, родительству нас никто не учит. Мы постигаем всё на своём опыте.

Она считает, что отношение общества к теме депрессии меняется, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.

"Сейчас такая тенденция, что мы как будто бы говорим про послеродовую депрессию, чтобы кого-то в этом обвинить, — делится ощущениями Марина. — Важно обсуждать эту тему с позиции помощи".

И добавляет: нужно больше информировать женщин и мужчин о том, что психическое здоровье так же важно, как и любое другое физическое здоровье. Говорить об этом открыто. И, может быть, через несколько лет эти диагнозы будут восприниматься всерьёз. 

Читайте также:

Чего НЕ делать, если ребёнок простудился. Разбираем ошибки лечения с семейным врачом

Хосписы — это про жизнь. Как поменять отношение казахстанцев к смерти

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Считаете ли вы тему послеродовой депрессии реальной или она кажется вам выдуманной?
news14
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама