1. Главная
  2. Tengri Health
10 декабря 2025, 07:01

Генетика в Казахстане: ген ожирения, дети на заказ и семейный рак — мифы и правда

Врач-генетик Жанна Гончарук в лаборатории Национального центра материнства и детства Фото: предоставлено героиней материала

Правда ли, что сейчас о человеке можно всё узнать по слюне, существует ли ген ожирения и ждать ли в скором времени детей на заказ из пробирки — эти вопросы корреспондент TengriHealth задала врачу-генетику Жанне Гончарук.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Правда ли, что сейчас о человеке можно всё узнать по слюне, существует ли ген ожирения и ждать ли в скором времени детей на заказ из пробирки — эти вопросы корреспондент TengriHealth задала врачу-генетику Жанне Гончарук.

Что в мире генетики — маркетинговые мифы, а что — реальные технологии, которые ещё вчера казались фантастикой, а сегодня меняют медицину и нас, читайте в этой статье.

Редактирование генома: реальность или ещё фантастика?

— Редактировании генома методом CRISPR — именно этот термин мы чаще всего слышим, когда речь заходит о современной генетике. Это уже реальность или всё ещё фантастика?

— Редактирование генома с помощью технологии CRISPR-Cas9 уже реальность, — отвечает Жанна Гончарук. — Метод позволяет прицельно редактировать выбранный ген вне тела человека и вернуть его обратно в организм в изменённом варианте. За это открытие в 2020 году была присуждена Нобелевская премия.

Справка: В 2020 году Нобелевскую премию по химии получили Эммануэль Шарпантье (Франция) и Дженнифер Дудна (США) за разработку CRISPR-Cas9 — инструмента, который позволяет точно "вырезать" и "вставлять" фрагменты ДНК. 

— Давайте разберёмся "на пальцах": что из себя представляет CRISPR-Cas9? Как метод работает?

— Представьте ДНК как длинную цепочку букв — генетический код, который определяет, как работает наш организм.

Можно сказать, что CRISPR-Cas9 — это умные ножницы с навигатором. Система ищет конкретный "плохой" участок в этой цепочке (например, ген, который мешает иммунитету бороться с раком), вырезает его и позволяет цепочке либо склеиться заново, либо вставить на это место "хороший" фрагмент.

Приведу пример, связанный с лечением рака лёгких: у пациента берут кровь, из неё извлекают Т-клетки (это иммунные клетки, которые борются с инфекциями и раком). В лаборатории с помощью специального оборудования расшифровывают геном этих клеток, находят нужные гены. При помощи CRISPR "вырезают" проблемные участки, а потом T-клетки размножают и возвращают пациенту. Всё происходит вне тела, чтобы минимизировать риски. 

В одном из исследований, связанном с лечением рака лёгких, учёные удалили гены, ослабляющие Т-клетки, и добавили рецептор, благодаря которому они, наоборот, лучше атаковали опухоль. 

— В каких ещё сферах применяется технология?

— Применение метода CRISPR — одна из самых востребованных тем в научном мире.

Проводится множество исследований для внедрения этой технологии в разные сферы медицины и сельского хозяйства. Клинические испытания для лечения сахарного диабета 1 типа, ВИЧ-инфекции, онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. 

В 2023 году был зарегистрирован первый лекарственный препарат на основе технологии CRISPR для лечения серповидноклеточной анемии и трансфузионно-зависимой бетаталассемии. Оба диагноза — тяжёлые генетические заболевания, без лечения пациенты часто не доживают до зрелого возраста. Технология и препарат дают людям шанс.

Применяют ли технологию в Казахстане 

— А как с этим в Казахстане? Есть ли у нас исследования или лаборатории по редактированию генов? 

— В Казахстане CRISPR активно используют в сельском хозяйстве и биотехнологиях, например, в Институте биологии и биотехнологии растений в Алматы, где создают генетически отредактированные сорта ячменя для повышения урожайности и устойчивости к погодным условиям. Есть лаборатории генной инженерии растений, где применяют CRISPR/Cas9 для создания элитных культур разных растений.

В медицине метод пока применяется меньше. В основном это совместные проекты по генетике с коллегами из других стран. Технология сложна. Она требует высокоточного оборудования, стерильных лабораторий и специалистов-генетиков.

Но тем не менее она становится доступнее. Сейчас редактирование генов уже не фантастика, а инструмент для исследований.

Справка: генетики могли редактировать геном и раньше, но технология принципиально отличалась. Приходилось вручную конструировать специальные белки под каждую конкретную задачу. На каждый новый участок ДНК требовался свой белок — сборка занимала недели или месяцы и стоила тысячи евро за экземпляр. CRISPR же существенно удешевил и упростил процесс: реактивы обходятся в десятки евро, эксперименты проводятся в разы быстрее и в гораздо большем объёме.

Идеальный человек из пробирки

Жанна Гончарук вспоминает скандал, связанный с редактирование генома, который прогремел на весь мир в 2018 году. Китайский учёный заявил, что с помощью технологии CRISPR отредактировал у эмбрионов ген CCR5, чтобы сделать их устойчивыми к ВИЧ. Родились две девочки - близнецы. А учёный получил уголовное наказание.

Справка: в 2018 году китайский ученый Хэ Цзянькуй шокировал научное сообщество, объявив о рождении первых в мире генетически отредактированных детей — девочек-близнецов. Его эксперимент осудили по всему миру по этическим и научным причинам. Работа с эмбрионами нарушала международные нормы: ошибки редактирования могли вызвать непредвиденные мутации. Он провёл эксперимент втайне, не поставив в известность научное сообщество и власти. В конце 2019 года Хэ Цзянькуй был признан китайским судом виновным в незаконной медицинской практике и приговорен к 3 годам тюремного заключения и штрафу в 430 000 долларов. Также ему навсегда запретили работать в этой сфере.

До сих пор в научном мире идёт спор вокруг применения этого метода у эмбрионов, поскольку он связан со множеством этических вопросов и не разрешён.

Врач-генетик считает, что в будущем нас ещё ждут открытиях, связанные с использованием метода CRISPR. И многие генетические заболевания, которые сейчас не лечатся, могут быть успешно отредактированы.

Иллюстративное фото. Сгенерировано ИИ

— Мир подходит к моменту, когда можно будет заказывать идеальных детей? Насколько реальна практика редактирование эмбрионов — чтобы можно было не только удалить все опасности для здоровья, но и задать какие-то параметры внешности?

— Многие полагают, что в будущем можно будет с помощью редактирования генов выбирать цвет глаз, рост, творческие таланты, гениальный ум для будущего ребёнка, однако на практике это ещё очень сложно и самое главное — неэтично. За все эти сложные процессы отвечают тысячи генов. Мы говорим о полигенных качествах, на которые влияет не один ген, а несколько.

Мне часто задают этот вопрос: кто не мечтает об умном, красивом, талантливом ребёнке?

Люди хотят знать, можно ли будет редактировать геном для получения идеальных детей. Но никто не спрашивает, можно ли будет их сделать счастливее, добрее.

Я считаю, что внешние качества, конечно, важны, но ещё важнее воспитание и развитие ребёнка. А это уже не дело генетики.

Помимо генетики, где предметом изучения является ДНК, есть эпигенетика —  она регулирует активность генов, не изменяя ДНК. 

Эпигенетика — "включаем" и "выключаем" гены

— Расскажите подробнее про эпигенетику, которую вы упомянули. Сейчас это тоже модный генетический термин, о котором часто говорят.

— Эпигенетика — это совокупность механизмов, которые регулируют активность генов, не изменяя последовательность ДНК. Простыми словами эпигенетика "включает" и "выключает" определённые гены.

Это важный переключатель природы.

В каждой клетке нашего организма одна и та же последовательность ДНК, но именно эпигенетика делает из одной ДНК разные клетки сердца, мозга, печени.

Кроме этого, эпигенетические механизмы вовлечены во многие болезни, такие как рак, психические расстройства, аутоиммунные заболевания. 

Если говорить проще, эпигенетика — это как пульт управления для наших генов. Он очень чутко реагирует на нашу жизнь. Питание, стресс, физическая активность и даже место жительства могут "переключать" гены, не меняя самих инструкций. Именно поэтому у однояйцевых близнецов с годами могут по-разному работать гены, связанные со здоровьем.

Это тонкая настройка, которая делает нас такими сложными.

Полный генетический анализ: важная информация или коммерческая медицина?

— Некоторые клиники рекламируют генетические тесты, по которым можно выявить, какие болезни угрожают пациенту. Правда ли, что с их помощью можно узнать всё о своих рисках для здоровья? Где грань между полезной информацией и бесполезной страшилкой? 

— Действительно на сегодня множество лабораторий проводят различные генетические тесты. Говорят, что с их помощью человек может узнать о своём происхождении (гаплогруппа), предрасположенности к онкологическим заболеваниям, эффективности лекарственного средства именно для этого человека. Однако такие тесты являются больше коммерческой медициной и часто не несут в себе чего-то действительно важного.

— Почему? 

— Нужно понимать, что генетический анализ, как и любой другой, должен назначать врач-генетик после полного осмотра пациента, выяснив весь анамнез. Генетических тестов очень много и какой именно нужен человеку, можно определить только на консультации.

"Ген ожирения" и "ген алкоголизма"

— Нередко можно услышать, как люди рассказывают про гены полноты, которые мешают им похудеть. Или про гены алкоголизма, толкающие к пагубным привычкам. То есть, по народным представлениям, некие гены заставляют представителей одной семьи из поколения в поколение страдать от лишнего веса или алкоголизма. Есть ли в этом доля правды? Гены влияют на наш образ жизни?

— ⁠Нет одного гена, отвечающего за ум, ожирение или вредные привычки, поскольку это сложные процессы организма, в которые вовлечены сотни и тысячи генов. Современные исследования действительно выделяют отдельные гены, которые влияют, например, на ощущение сытости.

Справка: самый известный генетический "виновник" ожирения — ген FTO (он же "ген лени и аппетита"). Люди с определённой версией этого гена в среднем едят на 200–300 ккал больше в день и хуже чувствуют сытость. Исследование 2021 года на 500 000 человек показало: если у вас "плохая" версия FTO, риск ожирения выше на 20–30 процентов. Но только при условии, что вы мало двигаетесь и любите фастфуд. У активных людей с тем же геном лишнего веса почти нет.

В некоторых случаях можно говорить о предрасположенности: когда несколько членов семьи страдают, скажем, от ожирения. Но речь, как правило, в первую очередь будет идти о пищевых привычках в семье. На эту тему проводилось множество исследований.  

В 2018 году китайские учёные взяли 200 пар однояйцевых близнецов (у них, как известно, стопроцентно одинаковые гены) и изучили, как гены и окружение влияют на вес. Результат оказался таким:

Если один близнец жил в деревне и много двигался, он оставался худым, даже если второй, живущий в городе, страдал ожирением. Гены идентичные, а разница в весе доходила до 30–40 килограммов. 

Похожие исследования близнецов проводились многократно и в среднем они показали: вклад генетики в различия индекса массы тела составляет не более 40 процентов, остальное — факторы окружающей среды.

Генетика и "семейная онкология"

— Представим, что в семье у одного человека несколько родственников болели раком. Что ему делать: сдавать ли генетические тесты? Или это не имеет смысла? 

— Если в семье у нескольких человек выявляли онкологию, например рак груди, то это показание к консультации врача-генетика. Поскольку это может быть наследственный рак. В генетических лаборатория есть панель, которая так и называется — "наследственный рак".

Нужно понимать, что даже если мутация обнаружится, не факт что когда-либо в жизни она себя проявит и вызовет заболевание.

Чем раньше мы выявим мутацию, тем больше времени решить, как действовать дальше. Обычно врачи рекомендуют проводить профилактические осмотры и в каких-то случаях хирургические вмешательства для снижения риска возникновения онкологии.

Другое дело, если диагноз выявлен рак, то молекулярная диагностика — один из важных шагов. С её помощью в зависимости от типа мутации подбирают лекарственную терапию и эффективность лечения повышается.

Зачатие: важен ли возраст отца и матери

— Традиционно считается, что для рождения здоровых детей важен возраст матери: чем она старше, тем больше риск генетических отклонений. "Часики тикают, надо вовремя родить", — говорят в народе. Недавно нам встретилась  информация о том, что возраст и образ жизни отцов тоже может влиять на генетические заболевания ребёнка. Действительно ли это так?

— На самом деле возраст матери влияет на хромосомные заболевания (синдром Дауна, Эдварда), а отца — на моногенные, то есть тяжёлые генетические заболевания, которые, в отличие от хромосомных заболеваний, никак не выявить при беременности. 

У женщин риск увеличивается после 35 лет, так как яйцеклетки не обновляются, и вероятность нерасхождения хромосом повышается. У мужчин риск моногенных, то есть "точечных" мутаций в генах, заметно начинает расти после 40 лет. Это может привести к огромному множеству заболеваний. 

Но важно понимать, что у большинства родителей в возрасте рождаются здоровые дети, а чтобы исключить риски, хромосомные заболевания можно выявить на этапе скрининга в первом триместре беременности.

Беременность: какие исследования нужно сделать

Врач-генетик Жанна Гончарук в лаборатории Национального центра материнства и детстваЖанна Гончарук на работе в Национальном центре материнства и детства. Фото предоставлено героиней

Жанна Гончарук рекомендует сдать следующие генетические анализы.

  • Скрининг на наследственные заболевания на этапе планирования беременности. Он выявляет самые частые мутации — около 800 различных аутосомно-рецессивных заболеваний.

Если оба родителя носители одной мутации, то у них очень высок риск рождения больного ребёнка. Сначала сдать анализы может только женщина. Если у неё выявят носительство, проверят на те же мутации и супруга.

  • Неинвазивный пренатальный тест (НИПТ расширенная панель) во время беременности. Он безопасен, точен (выявляет до 99 процентов основных синдромов) и рекомендуется с 10-й недели беременности.

Встречаются случаи рождения детей с серьёзными заболеваниями, например, с синдромом Дауна, которые не выявляют ни на УЗИ, ни на биохимическом скрининге. Помимо хромосомных заболеваний, в расширенную панель входят несколько частых заболеваний, таких как синдром Ди-Джорджи, синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана и другие.

  • Анализ крови "тандемная масс-спектрометрия" (или расширенный метаболический скрининг) после рождения ребёнка. У малыша берут каплю крови из пяточки и исследуют её. 

Зачем он нужен? Есть группа редких генетических болезней (например, фенилкетонурия, галактоземия и ещё около 50 других), при которых ребёнку с рождения не хватает определённого фермента.

Первые месяцы малыш выглядит совершенно здоровым — организм пока справляется сам. Но потом начинают накапливаться токсичные вещества, и неожиданно происходит резкий откат. Ребёнок перестаёт развиваться, может впасть в кому или получить тяжёлую инвалидность.

Если эти болезни поймать в первые 2–4 недели жизни, их можно полностью контролировать обычной диетой или простыми лекарственными препаратами. Ребёнок вырастет здоровым и ничем не будет отличим от сверстников. Без анализа болезнь проявится слишком поздно — и тогда уже нельзя будет полностью вылечить.

— Где можно сдать эти анализы?

— Если мы говорим об инвазивной пренатальной диагностике, то её можно сделать бесплатно по ОСМС. НИПТ и другие генетические тесты пока можно сдать только платно.

— Сколько стоит генетическое тестирование?

— Цены сильно варьируются. Тестов очень много, соответственно, и цена будет разной. Но это не столь большие суммы, как принято думать.

Ещё 10 лет назад полное экзомное секвенирование (оно выявляет наследственные генетические мутации и предрасположенность к ним) одного пациента стоило 3500-5000 долларов. Сейчас — около 500 долларов.

Это связано с увеличением числа анализов, повышенной конкуренцией среди лабораторий, внедрением генетических тестов в рутинную практику врача. И мы можем предполагать, что со временем цены могут стать ещё доступнее.

Генетические тесты на происхождение

— В последнее время вошли в моду так называемые этнические тесты ДНК. Люди отправляют в лаборатории образцы слюны, чтобы выяснить, гены каких народов они унаследовали. Насколько эти исследования достоверны? Действительно ли есть мировые базы, по которым эта информация сверяется и анализируется?

— Да, действительно, очень много компаний предлагают узнать о своём происхождении при помощи генетических тестов. Это недорого, интересно и не связано с какими-то юридическими рисками для компании, которая их делает. Но практической генетике эти тесты совершенно не нужны.

Что касается мировой базы, она есть и она очень важна для медицины.

В базе собраны результаты генетических анализов миллионов пациентов со всего мира, в которых выявлены наиболее частые мутации при различных заболеваниях.

Если мы направим пациента на анализ и выявим "поломку" в каком-то гене, то именно благодаря базам данных сможем найти эту же мутацию и узнать опасна ли она и к какому заболеванию может привести. 

— Какое современное открытие в генетике впечатляет вас больше всего?  

— Думаю, одно из самых ярких прорывов генетики за последнее время сделали учёные из Японии. Они успешно удалили лишнюю копию 21-хромосомы из поражённых клеток при синдроме Дауна. Пока это только лабораторные исследования, и они ещё не проводятся на людях, но это уже крупное научное достижение.

— Чему учит генетика?

— Я думаю каждый генетик в какой-то момент осознаёт, насколько мы уникальны и насколько нам повезло родиться здоровыми, умеющими ходить, говорить, думать.

Генетика учит ценить обычные вещи и не принимать их как должное.

Тело человека настолько сложное, уникальное, тысячи процессов работают воедино, чтобы вы делали свои повседневные дела. Я думаю, нужно знать об этом и ценить свой организм за такую сплочённую работу миллионов клеток. 

Об эксперте: Жанна Гончарук окончила Медицинский университет Астаны, резидентуру по направлению "Медицинская генетика" в UMC. Проходила стажировку в Китае по молекулярной биологии. Обучалась клинической генетике в Национальном центре материнства и детства в отделении клинико-генетической диагностики, где наблюдала на практике самые редкие заболевания в мире. Сейчас работает в Центре гематологии. Основное направление работы — цитогенетическая диагностика костного мозга при раке крови. В будущем Жанна планирует углубленно заниматься именно онкогенетикой. Она считает, что генетика в онкологии занимает огромное место и позволяет персонализировать медицину.

Читайте также:

Казахстану нужны хорошие врачи. В чём проблема нашего медицинского образования

Сахарная ловушка: как диабет подкрадывается к каждому третьему казахстанцу

Диабет больше не социально значимый: в Минздраве объяснили свою логику

TengriEdu
Join Telegram