Правда ли, что под Новый год на операционный стол лучше не попадать — персоналу не до пациентов? Что выбрать: дежурство в больнице 31 декабря или 1 января? В праздничной колонке для TengriHealth известный врач и менеджер здравоохранения Эрик Байжунусов вспоминает самый запомнившийся Новый год, который он встретил на работе.
31 декабря или 1 января?
Я для себя отвечал на этот вопрос однозначно: если у тебя есть выбор, в какой день дежурить, лучше сделать это 31 декабря. Хотя выбором это назвать можно с натяжкой. Почему? Врачи тоже люди, как вы сами понимаете, и им тоже хочется встретить праздник в кругу семьи. Но работа есть работа. Надо решать, кому оставаться в больнице. И тут вариантов много.
Второй вариант — жребий. Мы тянули спички. У кого короткая, тот попал. Точно так же и на 1 января. Тут тоже без комментариев, как говорится, не ты сам или начальник — судьба решила.
Более цивилизованный способ — составление графика дежурств по очереди. Вроде как законно и справедливо, но не интересно. Нет изюминки. Поэтому более предпочтителен первый и второй вариант. По крайней мере, в наше время было так. Думаю, и сейчас чаще всего.
Новый год в больнице
Существует поверие, что на Новый год в больницу лучше не попадать, якобы все пьют, гуляют — персоналу не до пациентов, да и вообще нормальных врачей в эти дни на месте нет. Может быть, в какой-то допотопной больнице есть и такое, но в нормальных вряд ли.
Иногда оставляют дежурить самого молодого. Однако в этом нет ничего хорошего для самих врачей, которым выпадет радость отпраздновать дома. Всё равно позвонят и вызовут в больницу на любой более-менее сложный случай. Соберешься и поедешь — иначе никак.
И, чтобы заработать немного за счет двойной оплаты в праздничные дни, они берут дежурства. И начинается! По любому поводу вызывают коллег в больницу — полный абзац! Мчишься с проклятиями в мыслях и с улыбкой на устах, делаешь пациенту самые обычные назначения, потому что случай на самом деле рядовой, и уезжаешь домой.
Поэтому легче и лучше для всех назначить опытного и "стреляного" дежуранта, если хочешь, чтобы праздник удался.
Пьют ли врачи на дежурствах? Может быть, иногда шампанское. Но на самом деле это расстрельная статья. Любая жалоба — и тебя не спасёт даже комиссия по правам человека при ООН. Это знают все. Поэтому нет — не пьют в том смысле слова, к которому мы привыкли. Опять-таки, если говорить о нормальной больнице, а не о какой-то доисторической.
Подготовка к боевым действиям
Да-да, предпраздничные дни в больнице чем-то напоминают жизнь в прифронтовой полосе. Ходячие больные выписываются, готовится запас лекарств, крови, инструментов, утверждается список дежурантов и тех, кто будет их страховать. Больница замирает в ожидании бури.
И этот конвейер пациентов движется безостановочно до 3 января. Потом передышка и Рождество, дальше — старый Новый год. Обычный режим экстренной службы. Ты уже знаешь, кого ждать на какой праздник.
Самый лучший Новый год
Когда меня спрашивают: какой Новый год из тех, что я встречал в больнице, особенно запомнился, я вспоминаю этот.
У всех предпраздничное настроение. Больных, которые идут на поправку, выписали (все ведь просятся домой), ждали нового поступления. А пока делали назначения, перевязки, обходы. Много шутили.
Вскрываем брюшную полость — осложнённый аппендицит. Ретроцекальное расположение, флегмона. Мучились с пациентом долго. Из операционной вышли в два часа ночи. Новый год уже наступил.
Тут же привозят молодого человека с огнестрельным ранением. Несчастная любовь, алкоголь. Выстрелил себе в подбородок. Хотел как в кино — умереть быстро, но голову в момент выстрела опрокинуло назад и зарядом патрона вырвало всю нижнюю и часть верхней челюсти. Что могли сделали, что осталось — восстановили.
"Симпатичный парень, на Тома Круза похож", — подумал я. Через полгода ему сделали пластику из его же рёбер, восстановили жевательную функцию. В общем, пациент выжил, но не сказать, что выздоровел. Остался на всю жизнь инвалидом.
Под утро, часов в 5, поступил пациент с перфоративной язвой, запущенной. Опять операция: мыли, шили. Практически никто так и не выходил из операционной до утра.
Затем, как обычно, писанина: что и как было сделано. Почему у нас, у врачей, такой почерк? А вы попробуйте после такой ночи написать что-то внятное. Поэтому пишем так, что только сами и понимаем.
Прислонившись к спинке дивана, я уснул. Проснулся к 12 часам дня от тихих шагов и шёпота. Курман, мой коллега, давно пришёл и уже работал по полной.
— Ты чего не разбудил? — спрашиваю.
— Видел по журналу, как ты пахал, думаю, пусть поспит. На, с Новым годом!, — сказал он и протянул бокал с шампанским.
Я залпом выпил и пошёл домой. Возле приёмной ждала машина скорой помощи, которая привезла очередного пациента.
— Садитесь, довезём. С Новым годом! — весело сказала фельдшер.
И мы поехали в мою "общагу".
Добравшись до кровати, я вырубился, отказавшись от вчерашних оливье и праздничного торта, которые приготовила супруга. Вот такой самый памятный Новый год. Один из тех, что встречают в наших больницах.
Так что с праздником вас! Берегите себя и хороших врачей!
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Читайте также:
"Почему врачи ошибаются": авторская колонка Эрика Байжунусова
"Диагноз нашему обществу": о конфликтах врачей и пациентов
О врачах старшего поколения: авторская колонка Эрика Байжунусова
"Есть деньги лечись, нет – не болей": об ответственности за здоровье